Китайские древние мифы неразрывно связаны с религией – буддизмом. Но от этого они не теряют своего очарования. Мифы завораживают своей неповторимостью, а также древностью и самобытностью. Их героев и персонажей определенно нельзя спутать ни с какими иными мифологическими сюжетами.
Ключевые особенности китайской мифологии
Китайская мифология многим отличается от мифологий, которые существовали в Древней Греции или в Древнем Египте. Она представляет собой единство различных мифологических систем, в частности, древнекитайской и даосской, а еще буддийской и поздней народной. Потому столь разнообразны и до такой степени необычны все герои с образами в китайских мифах. Такое количество божеств с владыками мира есть только здесь. Речь идет о более чем 600 персонажах.
Одной из ключевых особенностей буддистской мифологии древнего Китая является то, что почти все мифические персонажи там воспринимаются как нечто реальное, то есть в качестве исторически существовавших личностей. А многие из числа исторических деятелей были, в свою очередь, уже потом, посмертно также возведены в ранг с божествами и героями. В мифологии древнего Китая огромный след оставил так называемый «тотемизм», он же символизм. Например, тотем «ласточка» со временем превратился в такую себе птицу, именуемую фэнхуан, а змея стала драконом, имя которого было лун.
Миф про хаос
Сегодня крайне сложно четко разделить вымысел с реальностью и восстановить истинную китайскую мифологию или историю. В настоящее время вся китайская мифология существует как великое множество отдельных мифов, а еще отрывков, которые весьма и весьма сложно собрать воедино. Миф про хаос, он же Хуньтунь, который являл собой бесформенную массу, скорее всего, относится к числу наидревнейших. Об этом можно судить по начертанию таких иероглифов, как хунь и тунь.
За основу данного образа взято представление о хаосе воды. Если верить трактату «Хуайнаньцзы», то когда не было ни неба, а ни земли, а лишь бесформенные образы причудливо блуждали во тьме, из хаоса появились два божества. Представление о первоначальном хаосе с мраком и отразилось в термине «кайпи». Он символизировал начало всего, то есть, отделение неба от земли. Если углубиться в «Хронологические записи о трёх и пяти правителях», то там говорится, что и небо, и земля находились в абсолютном хаосе, словно содержимое куриного яйца.
Процесс же отделения неба от земли происходил по мере того, как рос Паньгу, с которым и связывается происхождение всех явлений природы. Так, с его вздохом появляется ветер с дождем, а с выдохом гремит гром и видна молния. Если это божество открывает свои глаза, то на земле наступает день, а когда оно их закрывает, соответственно, приходит ночь. Когда же Паньгу умирает, то его локти и колени, а также голова превращаются в 5 священных вершин гор, волосы, имеющееся на его теле становятся деревьями и травами, а паразиты на теле - это люди.
Миф про Паньгу говорит о наличии в Китае уподобления космоса к человеческому телу, это, соответственно, свидетельствует в пользу единства макро- и микрокосма. Другими словами, в период древности и средневековья именно такие мифологические представления о мире прочно закрепились во всех областях знаний, которые так или иначе связанны с человеком. Это такие, как медицина, физиогномика, теория портрета и прочие.
/p>